Гросс Федор Иванович
Гросс Федор (Фридрих) Иванович (1822-1897) - художник, литограф, археолог, живший и работавший в Крыму в XIX веке.
Ф.И.Гросс родился в 1822 году в семье немецкого колониста Иоганна-Людвига Гросса в Симферополе.
Считается, что последний был участником экспедиции академика Петра-Симона Палласа (1741-1811) по югу России. После переселения Палласа из Петербурга в Крым здесь осел и его земляк, художник-колонист Иоганн Гросс. И.Л.Гросс был назначен учителем рисования в Таврическую гимназию и в «училище при ней». Он стал первым учителем И.К.Айвазовского и дал этому, без преувеличения, самородку крымской земли рекомендацию в Императорскую Академию художеств. А вот своего талантливого сына выучить в столице педагог-художник не смог: не было средств. Одаренный юноша, подчиняясь зову своего сердца созерцать и запечатлевать прекрасное, объездил весь Крым и зарисовал многие примечательные его уголки. Благодаря этим рисункам имя Фридриха Гросса поставлено сегодня рядом с именами крупных мастеров крымского пейзажа XIX века.
«Живя посреди роскошной природы, - пишут о Ф.И.Гроссе почитатели его таланта, - он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству... перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав таким образом богатую коллекцию живописнейших видов Крыма».
После переезда в 40-х годах из Симферополя в Одессу, где художник стал работать литографом в известной литографической мастерской Александра Брауна, Ф.И.Гросс представил виды Крыма на трех-четырех своих выставках в столице Новороссийского края. Учитывая, что во второй четверти XIX века в Одессе бывали и работали многие известные живописцы, и потому тамошняя публика была взыскательной и требовательной в своих оценках, как и правитель Новороссии, знаток и ценитель искусства граф М.С.Воронцов, надо полагать, творчество Ф.И.Гросса было замечено и получило признание и поддержку. В результате благосклонного внимания к творчеству молодого художника в 1846 году вышел в свет альбом «Виды Крыма». Литографии для своих картин Фридрих Гросс исполнил сам.
В альбом Ф.И.Гросса, изданный Александром Брауном, вошло 54 листа. Сейчас это издание в полной целостности - большая редкость. Среди видов, вошедших в альбом, мы встречаем и изображения святых мест Крыма: здесь и действующие храмы, и греческие обители, лежащие в руинах, и виды гор и долин, хранящих в себе остатки византийских святынь... «Монастырь Ай-Андрит», «Успенский монастырь», «Черкес-ерман», «Мангуп-Кале» - эти и другие названия и сегодня перечисляются в справочных изданиях, характеризующих альбом крымских видов Ф.И.Гросса.
Что же касается литографических работ Ф.И.Гросса, то их ставили в один ряд с литографиями столичных мастеров, а в XX веке стали называть «лучшими из литографий», выделяющимися среди других, изданных в пределах современной Украины, «высокой культурой рисунка, выразительной композицией, прекрасной печатной техникой». Исследователь творчества Гросса М.Р.Мальгина предполагает, что искусству литографии художник обучался в Крыму в имении А.М.Бороздина «Кучук-Лампад», где имелась литографическая мастерская. В 1857 году Ф.И.Гросс вернулся в Крым, поселился в Керчи, где преподавал рисование в Кушниковском девичьем институте и серьезно заинтересовался археологией. С 1862 по 1891 год живописец, ставший археологом, работал художником-реставратором в Керченском музее древностей, а в 1884 году был поставлен его директором. Гросс вел раскопки, систематизировал найденный материал, зарисовывал находки... За время своего директорства «Гросс создал большое количество альбомов рисунков, акварелей и карандашных чертежей». Человек не только талантливый, но и старательный, кропотливый, Федор Иванович Гросс сделал много полезной работы для воссоздания правдивой истории Крыма. За заслуги перед отечественной наукой археолог неоднократно награждался орденами. В феврале 1880 года указом Сената произведен в надворные советники. Ф.И.Гросс был явно незаурядным человеком, не случайно княгиня Елена Горчакова в своих путевых заметках назвала его академиком, хотя он таковым не являлся. «Главная заслуга Гросса - это сделанные им зарисовки всех памятников старины и предметов древностей, найденных за этот почти тридцатилетний период на юге России, - пишет Ю.Ю.Марти. - И во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от этих памятников осталось». Федор Иванович Гросс зарисовал немало церковных древностей и бытовых предметов с христианской символикой, найденных в Крыму во время раскопок. Эти рисунки опубликованы в дореволюционных изданиях Русского Археологического общества. Сегодня мы можем судить о творчестве художника-археолога в основном по сохранившимся литографиям с его работ. Часть из них была опубликована в «Русском художественном листке» Василия Тимма, познакомившего с творчеством Ф.И.Гросса всю читающую Россию. Но, к сожалению, большинство его произведений погибло в годы Великой Отечественной войны. Некоторые работы Ф.И.Гросса, связанные с археологией, хранятся в Петербурге, в Институте истории материальной культуры Российской Академии наук. Свои произведения художник подписывал: F. Gross. «Имя Федора Ивановича Гросса только сравнительно недавно было извлечено из небытия. Теперь его можно смело назвать одним из первых художников - уроженцев Крыма, всю свою жизнь посвятившим воспеванию красот родной земли», - так заключает свой рассказ о Федоре Ивановиче Гроссе М.Р.Мальгина.
Тот, кто познакомился с живописными видами Крыма, выполненными Ф.И.Гроссом, их не забудет - столько наблюдательности, точности в передаче местности, полноты любования дорогим его сердцу Крымом хранят они в себе, затрагивая в сердцах зрителей струны, невольно отзывающиеся на красоту и возвышенное настроение этих произведений.