Живопись

«Меловые скалы на острове Рюген» (нем. Kreidefelsen auf Rugen) — картина, написанная немецким художником Каспаром Давидом Фридрихом (1774—1840) в 1818 году.

Каспар Давид Фридрих «Меловые скалы на острове Рюген»

Произведение находится в музее Оскара Рейнгарта, в швейцарском городе Винтертур.

Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген». Трое персонажей восхищённо замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелёно-жёлтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утёсов. Один из путников простёрся у края обрыва в позе молящегося — он заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчёркивает резкий переход от тщательной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам, переданным сочными разреженными мазками. Краски моря постепенно бледнеют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два паруса — удаляющийся и приближающийся — в знак того, что стихия всё же укрощена человеком.


Скалы острова Рюген (Германия) сложены писчим мелом кампана–маастрихта. Именно в этих породах Х.Г. Эренбергом в 1836 году впервые были обнаружены кокколиты.

По материалам http://ru.wikipedia.org, http://artclassic.edu.ru и http://ru.wikipedia.org/wiki

В трапповых базальтах плато Декан (Индия), излившихся в конце мела - начале палеогена высечены буддистские храмово-монастырские пещерные комплексы Индии (Аджанта, Эллора и др.), многие из которых включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


«Аджанта (Скальные храмы)» — картина, написанная Николаем Рерихом в 1938 году. Холст, темпера. 91 x 124,4 см. Государственный Музей Востока, Москва, Россия.

Николай Рерих - «Аджанта (Скальные храмы)».

Аджанта - населенный пункт в Западной Индии, в штате Махараштра, близ которого расположен комплекс пещерных храмов и монастырей II в. до н. э. — VII в. н. э. В 29 пещерных залах - архитектурные формы, скульптурный декор, росписи на темы буддийской мифологии, замечательные богатством фантазии, красотою цвета и ритма (знаменитые стенописи Аджанты).


«Эллора» — картина, написанная Николаем Рерихом в 1938 году. Холст, темпера. 46 х 79 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Николай Рерих - «Эллора»

Эллора - деревня в Индии, в 15 км от Аурангабада (штат Махараштра), близ которой — группа из 34 высеченных в скале буддийских, брахманских и джайнских храмов (все — между VI—XIII вв.), в том числе монолитный храм Кайласанатха, стилобат одной из трёх частей которого опоясан изваяниями слонов в натуральную величину. (Большая Советская Энциклопедия)

По материалам http://www.tanais.info, http://gallery.facets.ru, http://en.wikipedia.org/Ajanta и http://en.wikipedia.org/Ellora.

Матюшкин Сергей Анатольевич – феодосийский художник. Родился в 1954 г. в Керчи. В настоящее время живет и работает в Феодосии.


«Ветреный день в двуякорной бухте», 2003 г. Холст, масло.

Матюшкин Сергей Анатольевич - «Ветреный день в двуякорной бухте»

На картине – панорама разреза верхнего титона – берриаса в Двуякорной бухте в окрестностях г. Феодосии.


«Мыс святого Ильи вечером», 2004. Холст, масло.

Матюшкин Сергей Анатольевич - «Мыс святого Ильи вечером»

На картине – обрыв меловых отложений (нижняя зона берриаса – зона jacobi) на мысе Святого Ильи в окрестностях г. Феодосии.

По материалам http://gallery.crimea.ua.

Барсамов Николай Степанович (1892-1976) – крымский художник, искусствовед, педагог. Второй после И.К. Айвазовского почетный гражданин Феодосии. С 1923 г. был директором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского.


Картина «Восход луны у берегов Феодосии». 1948. Холст, масло. 93х145.

Барсамов Николай Степанович - Восход луны у берегов Феодосии

На картине – строящийся феодосийский порт. На дальнем плане – хребет Тепе-Оба, заканчивающийся мысом Святого Ильи. Хребет и мыс сложены породами верхнего титона – нижнего берриаса. На мысе Святого Ильи находится опорный разрез нижнеберриасской зоны jacobi.

По материалам http://gallery.crimea.ua.

Лузгин Андрей Александрович - художник-маринист. Родился в 1967 г. в г. Керчи (Крым).

Картина «Ак-Кая в мае». Крым. 2011. 50х80. Холст, масло.

Лузгин А.А. Ак-Кая в мае. Крым.

На картине изображена знаменитая Белая скала (Ак-Кая) – огромная (100 м высотой и несколько километров протяженностью) куэста, расположенная в 8 км к северу от г. Белогорска (Центральный Крым). В обрыве куэсты обнажены верхнемеловые (мааастрихтские) и палеогеновые отложения.

По материалам http://gallery.crimea.ua

Поленов Василий Дмитриевич. «Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами Генуэзской крепости». 1912 г.

Поленов Василий Дмитриевич. Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами Генуэзской крепости.

На заднем плане на картине изображена гора Лысая. На ее склоне находился один из опорных разрезов верхнего мела – палеогена, в настоящее время недоступный для наблюдения из-за плохой обнаженности. Ныне на вершине горы Лысая установлена телевизионная антенна Феодосии.

По материалам http://gallery.crimea.ua

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. «Хвалынск». 1900-е.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Хвалынск

Город Хвалынск (родина художника) расположен на Волге, на севере Саратовского Правобережья. С трех сторон Хвалынск окружен горами Приволжской возвышенности (высотой до 375 м), сложенными преимущественно верхнемеловыми отложениями - белоснежным писчим мелом и мергелями.

По материалам http://artcyclopedia.ru

Айвазовский Иван Константинович. «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны». 1869. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Айвазовский И.К. Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны.

На полотне И.К. Айвазовского, написанного им после путешествия на Кавказ в 1968 г, запечатлено Гунибское плато, бронированное нижнемеловыми известняками.

По материалам http://artcyclopedia.ru

Картины Ф.И. Гросса - художника, литографа, археолога, жившего и работавшего в Крыму в XIX веке.


«Успенский монастырь близ Бахчисарая в Крыму».

Гросс Ф.И. Успенский монастырь близ Бахчисарая в Крыму

Успенский монастырь вырублен в обрыве датских известняков палеогена, вблизи их контакта с отложениями меловой системы. Рядом с монастырем находится один из опорных разрезов пограничных отложений верхнего мела – палеогена.


«Мангуп-Кале». 1840-е.

Гросс Ф.И. Мангуп-Кале.

Мангуп-Кале – центр средневекового княжества Феодоро, захваченного и разрушенного турками в 1475 году. Находится в Юго-Западном Крыму. Большая сильно укрепленная и почти неприступная крепость была построена на плато, образованном датскими известняками палеогена, с вертикальными сорокаметровыми обрывами. На картине видны выходы этих известняков, подстилаемых верхнемеловыми отложениями.

По материалам сайта http://gallery.crimea.ua

Равилиус Эрик Уильям (Eric William Ravilious) (22 июля 1903 - 2 сентября 1942) – английский художник, дизайнер, иллюстратор и гравер по дереву. Он вырос в Суссексе, служил военным художником и погиб у берегов Исландии, разбившись на самолете. Из произведений Равилиуса наиболее известны акварели Сауз-Даунса (South Downs).


«Бичи-Хед» (Beachy Head). 1939. Акварель.

Равилиус Эрик Уильям «Бичи-Хед»

Бичи-Хед - практически отвесная скала (высотой до 162 м), сложенная мелом и мергелями турона-сантона, на южном побережье Великобритании (Восточный Суссекс близ Истборна).

По материалам сайта http://jamesrussellontheweb.blogspot.ru

Картины Николая Александровича Ярошенко из фондов Мемориального музея-усадьбы художника в Кисловодске.


«Красные камни». 1892. Этюд. Картон, масло 15.5х22

Красные камни. Ярошенко

Барремские «Красные камни» в окрестностях Кисловодска.


«Кисловодск.Балки». 1892. Этюд. Дерево, масло 24х36

Кисловодск.Балки. Ярошенко

Панорама к югу от Кисловодска. Плоскогорный тип рельефа обусловлен субгоризонтально залегающими пластами твердых аптских песчаников.

По материалам http://museumyaroshenko.ru

Меловая система Крыма на рисунках Фредерика Дюбуа де Монпере

Меловая система Крыма на рисунках Фредерика Дюбуа де Монпере

Дюбуа де Монпере, Фредерик (1798-1850) – известный путешественник, швейцарский француз, энциклопедически образованный ученый. В 1832-1834 гг. совершил путешествие по Крыму и Кавказу. На деньги, выделенные русским императором Николаем I, Дюбуа опубликовал великолепный «Атлас» своих литографий. Эти литографии передают разнообразные наблюдения ученого – геолога, археолога, историка. На рисунках автора можно увидеть разнообразные археологические памятники Крыма, существовавшие в начале XIX века, а ныне уже исчезнувшие. Многие из этих памятников органично связаны с уникальным крымским рельефом, образованным меловыми и палеогеновыми отложениями. Дюбуа создал одну из первых геологических карт Крыма, на которой показал меловые отложения.

Свои записи Дюбуа опубликовал в 6 томах в Париже в 1843 году. 5 и 6 тома этого издания переведены на русский язык Т.М. Фадеевой и опубликованы:
Дюбуа де Монпере, Фредерик. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым. В 6 томах. – Париж, 1843. Т. 5, 6 – Симферополь, Бизнес-Информ, 2009. 328 с.

Фесслер А.И. (1826-1885). «Феодосия». Холст, масло. Феодосийская картинная галерея.

Фесслер А.И. (1826-1885) Феодосия.

На картине Феодосийский залив и хребет Тепе-Оба, который заканчивается мысом Святого Ильи. На мысе обнажается нижнеберриасская зона Jacobi.

Репродукция из книги «Крымский пейзаж в творчестве художников»: Альбом. Составитель Р.Д. Бащенко. Киев: Мистецтво. 1990. 215 с.

Яновский В.К. (1876-1966). «Скалы Бахчисарая». Бумага, акварель. Симферопольский художественный музей.

Яновский В.К. «Скалы Бахчисарая»

Обнажения верхнемеловых и палеогеновых (датских) отложений.

Репродукция из книги «Крымский пейзаж в творчестве художников»: Альбом. Составитель Р.Д. Бащенко. Киев: Мистецтво. 1990. 215 с.

Успенский Л.Н. (1931-1990). «Полевые работы сотрудников кафедры исторической геологии в Западной Туркмении»
На картине крайний слева – сам Успенский, в белой майке – В.А. Прозоровский. На заднем плане – обрывы меловых отложений.

Полевые работы сотрудников кафедры исторической геологии в Западной Туркмении

Лев Николаевич Успенский поступил в Ленинградский университет на кафедру исторической геологии после успешного окончания художественного училища имени Штиглица. Работал лаборантом, учебным мастером. Стал одним из признанных мастеров-фотографов самых разных палеонтологических объектов. Неоднократно участвовал в экспедициях вместе с сотрудниками кафедры. Его картины демонстрировались на выставках в Ленинграде, Москве, Германии, а великолепные портреты профессоров Н.М. Синицына и Л.Е. Рухина до сих пор украшают кафедру общей геологии.

Клод Моне (1840-1926). «На крутых берегах близ Дьеппа» (1897). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На крутых берегах близ Дьеппа

Прибрежные скалы близ Дьеппа (Нормандия) являются частью мелового плато Пей де Ко (Pays de Caux). Художник виртуозно воплотил изменчивость световоздушной среды, пронизанной туманом.

Начев А.Ф. Картины из серии «Меловые столбы. Дивногорье», 1997.

Меловые столбы. Дивногорье.

Анатолий Фёдорович Начев — известный петербургский художник.

С 1978 года — постоянный участник творческих выставок. С 1985 года — Член Союза Художников России. Является постоянным участником творческих выставок (Всесоюзных, Республиканских, Зональных и Зарубежных) и арт-проектов (выставки в Союзе художников Санкт Петербурга, проекты Art-index, арт-ярмарки в Ленэкспо). Работы художника находятся музеях, галереях и частных коллекциях России, Франции, Израиля, Великобритании, Германии, США, Китая и Норвегии. С 1978 года занимается постоянной преподавательской деятельностью. (РГПУ им А.И.Герцена, Балтийский институт Экологии Политики и Права)

Меловые столбы. Дивногорье.

Живопись и графика: характерные портреты и монументальные композиции, изящные наброски и профессионально исполненные копии, а также любимый жанр художника — пейзаж, открывают для нас мир, наполненный красотой и гармонией.

Меловые столбы. Дивногорье.

Анатолий Начев продолжает линию лирического пейзажа, столь характерного для русского искусства, оставаясь при этом самобытным мастером, который совершенствует свою творческую манеру.

По материалам сайта kindland.ru

Шауфлер Гуго. «Тепе-Кермен. Крым» (1997)

Гуго Шауфлер родился в 1928 г. в Марксштадте (сегодня – город Маркс Саратовской области), находившемся тогда в Республике немцев Поволжья. В 1954 г. окончил архитектурное отделение строительного факультета Уральского политехнического института, в настоящее время является членом Союза архитекторов России, членом Союза художников Крыма и Украины, членом Академии российских немцев Крыма, доктором архитектуры, лауреатом премий Совета Министров СССР, первым лауреатом премии имени академика Петера Палласа – за вклад в развитие немецкой культуры в Крыму.

На счету Гуго Шауфлера – архитектора, графика, живописца, педагога - сорок реализованных проектов на Урале, в Западной Сибири, в Крыму, более ста научных работ в области архитектуры, более сорока персональных художественных выставок в России, Германии, Крыму, Болгарии. За плечами этого гражданина мира - эпохи и страны: ушедшие в прошлое Республика немцев Поволжья и Советский Союз, современные Украина, Германия, Россия, вдохновляющие художника и дающие постоянную основу для творчества.

Тепе-Кермен. Крым.

На картине хорошо видны обрывы моноклинально залегающих пластов датских известняков, перекрывающих меловые отложения.

По материалам сайта artnow.ru

Карло Боссоли (1815-1884) - итальянский художник, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции "изобразительной журналистики".

«Долина Кокоз» (ныне долина близ с. Соколиное)

Карло Боссоли «Долина Кокоз»

На картине – скалы, образованные верхнеюрскими (титонскими?) известняками в верховьях реки Коккозка, у входа в Большой Каньон Крыма.


«Гора Чатыр-Даг»

Карло Боссоли «Гора Чатыр-Даг»

На картине – обнажения верхнеюрских (титонских?) известняков на вершине горы Чатыр-Даг в Крыму.

Gallery.crimea.ua

Карл фон Кюгельген (1772-1832) – немецкий художник-пейзажист.

Карл фон Кюгельген учился у пейзажиста Штюца во Франкфурте. В 1791 году отправился в Рим для дальнейшего образования. В 1798 году он и его брат (тоже художник) были приглашены в Петербург, где вошли в милость императора Павла I и получили титул придворных живописцев. Карл-Фердинанд остался в нашем отечестве до конца своей жизни. Получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств в 1804 году. После путешествия в Крым привёз множество рисунков и этюдов.

«Вид пещерных скал близ Качикалена». 1824 г.

Вид пещерных скал близ Качикалена

На картине – пещерный монастырь Качи-Кальон на реке Каче в Юго-Западном Крыму, созданный в пограничных отложениях мела и палеогена.

По материалам yablor.ru/blogs

Чернецов Никанор Григорьевич (1805, Лух - 1879, Санкт-Петербург) - русский художник пейзажист, академик пейзажной живописи.


«Вид в Крыму на речке Кача».

«Вид в Крыму на речке Кача»

Горы, сложенные верхнемеловыми отложениями, бронируются полого залегающими палеогеновыми известняками.


«Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма». 1839. Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

«Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма»

На картине видны платообразные возвышенности-останцы, сложенные верхнемеловыми отложениями и перекрывающиеся палеогеновыми известняками.


«Общий вид Фороса». 1836.

Общий вид Фороса

На картине – обрывы верхнеюрских известняков Главной гряды Крымских гор.


«Вид города Саратова при заходе солнца». 1860. Холст, масло. 101 x 148.5 см. Государственный Русский музей

Чернецов «Саратов»

На картине – город Саратов, увиденный художником с Соколовой горы, которая сложена нижнемеловыми (барремскими–альбскими) породами. На дальнем плане – склоны Приволжской возвышенности, сложенные преимущественно верхнемеловыми (сеноманскими, сантонскими-маастрихтскими) и палеоценовыми отложениями. Первые же геологические наблюдения И.Ф. Синцова и других исследователей в конце 19 века обнаружили, что при субгоризонтальном залегании слоев кровля апта на Соколовой горе находится, примерно, на одном гипсометрическом уровне с подошвой сантона на склонах Приволжской возвышенности. Это позволило сделать вывод о существовании флексуры с амплитудой более 100 м, которая впоследствии была названа Елшано-Сергиевской. (Комментарий А.Ю. Гужикова)

По материалам gallery.crimea.ua

Александр Ятченко – очень яркий и самобытный художник из Чернигова.

Его серия картин посвящена одному из удивительных уголков Юго-Западного Крыма – пещерному городу Мангуп-Кале.

Мангуп-Кале (крепость Мангуп) – это платообразная возвышенность, в плане напоминающая растопыренную ладонь человека. Верхнемеловые отложения, слагающие эту возвышенность, бронируются полого залегающими датскими известняками палеогена, образующими вертикальные сорокаметровые обрывы.

На Мангуп-Кале располагалась столица средневекового княжества Феодоро. Это был крупный хорошо укрепленный город. На одном из мысов возвышенности находилась цитадель. В 1475 году Мангуп-Кале, после длительной осады, был захвачен турками. Остатки крепостных сооружений Мангупа сохранились до сих пор.


По материалам сайтов foto.mail.ru и risk.ru.

Золотарев Леонид Михайлович - художник-профессионал, иллюстратор, живописец, портретист, пейзажист.

«Последние лучи. Двуякорная бухта. Крым». Холст, масло. 2008 г.

Последние лучи. Двуякорная бухта. Крым

На картине – панорама береговых обрывов Черного моря, в которых обнажается флишоидная двуякорная свита верхнего титона – берриаса.

По материалам сайта artnow.ru

Мамчич Степан Гаврилович (1924-1974) - советский художник. Известный крымский живописец-пейзажист.

«Байдарские ворота». 1963. Картон, масло.

Байдарские ворота.

На картине – обрывы верхнеюрских известняков Главной гряды Крымских гор.


«Мыс Ильи». 1970. Холст, масло.

Мыс Ильи

На картине – береговые обрывы верхнеюрских - нижнемеловых отложений.


«Под Ай-Петри. Осень». 1960. Картон, масло.

Под Ай-Петри.

Гора Ай-Петри сложена верхнеюрскими известняками.

По материалам facebook.com/MamchichStepan

Музей изобразительного искусства г. Базель представляет ретроспективу швейцарского пейзажиста Якоба Кристофа Мивиля (1786-1836), творческая жизнь которого развивалась на пространстве от Базеля и Рима до Санкт-Петербурга.

Базельский художник, отпрыск знатной гугенотской семьи, Якоб Кристоф Мивиль (Jakob Christophe Miville) создавал в основном ландшафтные пейзажи. Объектом его творческого интереса, однако, были не только швейцарские горные вершины, долины и водопады, но и, например, природа Италии. В этой стране, кстати, Якоб Мивиль и научился рисовать. В 1806 году, не добившись особого успеха в качестве художника, он решает отправиться на поиски счастья в Россию. Там он работал в качестве землемера и преподавателя рисования и черчения, объездив сначала весь север России, а затем добравшись и до ее южных регионов (Крым). В результате этих поездок возникло бессчетное количество рисунков и акварелей.


«Гора Тепе-Кермен недалеко от крепости Чуфут-Кале. Крым». 1816-1819 гг. Холст, масло. Государственный русский музей.

Гора Тепе-Кермен недалеко от крепости Чуфут-Кале. Крым

На картине – платообразные горы-останцы, вершины которых бронируются датскими известняками палеогена. Склоны гор сложены верхнемеловыми отложениями.

По материалам сайта swissinfo.ch

Сватула Михаил Степанович - родился в 1954 г. в селе Качковка Ямпольского района Винницкой области. Еще до поступления в ВУЗ познакомился с известным харьковским скульптором Иванковским Ю.А., который стал первым учителем и наставником будущего студента. В 1977 г. окончил Харьковский художественно – промышленный институт по специальности «Интерьер и оборудование». Во время учебы в ХХПИ его преподавателями по рисунку и живописи были проф. Мартынец А. В., проф. Константинопольский А. М., проф. Лозовой В. Я. Эти известные в нашей стране и за рубежом художники и педагоги во многом повлияли на творчество М. Сватулы.


«Диорама Святогорского монастыря XIX века» (фрагмент). Холст, масло, 2005 г.

Диорама Святогорского монастыря XIX века

Монастырь построен на меловых горах.

По материалам artnow.ru

Алена Дьяченко. «Закат у Белой скалы. Крым». Холст, масло. 2015 г.

Закат у Белой скалы. Крым

Белая скала - разрез верхнего мела - палеогена.

Сайт artnow.ru

Сафонов Игорь. «Крым. Качи-Кальон». Холст, масло. 2009.

Крым. Качи-Кальон

«Крым. Качи-Кальон». Холст, масло. 2009.

Крым. Качи-Кальон

На картинах - разрез верхнего мела (маастрихта) - палеогена

Сайт artnow.ru

Григораш Сергей. «Берега Киммерии». Холст, масло. 2002 г.

Берега Киммерии

На картине - обрывы пограничных юрско-меловых отложений в Двуякорной бухте.

Сайт rest.feo.ru

Чернов Денис Валерьевич. «Пейзаж в окрестностях Малого Садового». Холст, масло.

Пейзаж в окрестностях Малого Садового

На картине - обрывы верхнемеловых (маастрихтских) и палеогеновых отложений на правом берегу реки Бельбек в Крыму.

По материалам сайта artnow.ru

Сейдаметов Эмиль. «Крымская дорога». Холст, масло. 30х40 см. 2015 г.

Крымская дорога

На картине - обрывы верхнемеловых и палеогеновых отложений на правом борту р. Бельбек ("Бельбекские ворота")

По материалам artpo.ru

Беляев Игорь Николаевич «Меловой утес».

Беляев Игорь Николаевич. Меловой утес

И.Н. Беляев - племянник Веры Григорьевны Камышовой-Елпатьевской, выдающегося геолога и палеонтолога, известного специалиста по юрской и меловой фауне Поволжья. Картина предоставлена Е.М. Первушовым.

Эмили Морган (Emily Morgan). Картина «Прогулка по вершине обрыва» (Cliff Top Walk).

Эмиль Морган. «Прогулка по вершине обрыва»

Эмили Морган - современная художница из Дорчестера в Дорсете (Англия). Она рисует маслом пейзажи вокруг своего родного города. Территория графства Дорсет изобилует холмами, сложенными карбонатными отложениями мелового возраста. Один из меловых утесов изображен на картине. Подробнее о творчестве Эмили Морган можно узнать на сайте

.

Наверх ↑


РУС ENG